Будьте
в курсе!

Подпишитесь на рассылку

Подписаться
Оформить подписку

Новое – это хорошо забытое старое. О том, как опыт прошлого века способствует модернизации

16.09.2019

Илья Владиславович работает в АО «ПКС-Тепловые сети» 13 лет. Он пришел сюда мастером и за эти годы успел поработать на должности начальника диспетчерской службы Тепловых сетей, руководил Центральной диспетчерской службой, а сейчас он занимает должность заместителя директора по сбытовой деятельности - начальника отдела энергобалансов АО «ПКС-Тепловые сети». В этом году рационализаторское предложение Ильи Владиславовича поможет сэкономить предприятию два миллиона рублей.

- Илья Владиславович, в чем заключается ваше предложение?

- Мы пересмотрели гидравлический режим нескольких микрорайонов города в связи с изменениями, которые произошли за несколько лет: каждый год мы наблюдаем, что люди стали потреблять меньше тепла и горячей воды. Мы проанализировали диаметры трубопроводов, учли перекладки труб, которые делались на протяжении нескольких лет. После того, как был изучен этот вопрос, стало понятно, что можно скорректировать расчетный гидравлический режим с остановом насоса на станции. Для того, чтобы воплотить идею, конечно же нужен был коллектив, это большая работа команды АО «ПКС-Тепловые сети». В феврале 2019 года по результатам расчетов и выполненных переключений на тепловых сетях года мы остановили насос на подающем трубопроводе ПНС-13, благодаря чему снизили расход электроэнергии, при этом на поставке тепла потребителям это никак не сказалось. По итогам года мы сэкономим полмиллиона кВт/ч, т.е. около двух миллионов рублей.

- С чем связано то, что тепла петрозаводчане стали потреблять меньше?

- Люди экономят. Например, потребление горячей воды в городе с 2003 года сократилось в три раза. У горожан поменялась психология, они стали по-другому относиться к ресурсам: поставили приборы учета, отремонтировали трубы и оборудование, заменили стиральные машины, установили посудомоечные – все это сказывается на объеме используемой воды. Хотя в России люди все равно потребляют больше воды, чем, например, в соседней Финляндии.

- А что будет с насосной станцией, которую остановили?

- Станция действующая. Там установлены насосы на обратном и на подающем трубопроводе. На подающем насос мы остановили, но на обратном трубопроводе насосы продолжают работать в связи с рельефом района. Если в перспективе мы увидим рост тепловых нагрузок, например, подключат новые здания, то, конечно, в любое время у нас будет возможность запустить насос в работу.

- Илья Владиславович, а как вы пришли в эту профессию, как оказались в Тепловых сетях?

- Я окончил Петрозаводский техникум городского хозяйства по специальности техник-теплотехник и после выпуска пришел работать в Тепловые сети. Конечно, понадобилось время для того, чтобы погрузиться в процесс работы, меня затянуло. Уже после я пошел повышать квалификацию в Петрозаводский государственный университет. У нас очень хороший коллектив, есть люди, которые работают здесь даже по 40 лет, потому что нравится. Я бы сказал, что Тепловые сети на фоне предприятий страны выглядят достойно, мы входим как минимум в десятку лучших теплоснабжающих предприятий России. Поверьте, мне есть с чем сравнивать, я видел многие компании. Одна наша диспетчеризация чего только стоит, у нас очень хороший уровень оснащения техникой, таких предприятий в стране единицы.

- Как вы относитесь к проекту «Бережливое производство»?

- Проект, помимо того, что помогает внедрять совершенно новые вещи на предприятиях, еще и показывает, как оптимизировать работу того, что у нас уже давно было. Это дело хорошее. У людей должна быть мотивация, и «Бережливое производство» эту мотивацию дает: во-первых, сотрудники видят, что их идеи действительно реализовываются, они не теряются, а воплощаются в жизнь, во-вторых, есть материальное поощрение. А еще благодаря этому проекту мы вспоминаем тот опыт, который по каким-то причинам был забыт, как говорится, все новое – хорошо забытое старое. Кружки качества и конкурсы рационализаторов были на предприятиях задолго до «Бережливого производства» и выполняли ту же функцию. И вовсе не плохо, что мы вновь начинаем применять то, что, может, использовалось еще во времена Советского союза. На основании прошлого опыта я размышляю о том, что можно применить на предприятии. Три года назад я учился системе «кайдзен»* у японского консультанта Нэгиси Цуеси, который работал на заводе «Тойота», он многому нас научил. Благодаря этой учебе я усвоил интересную мысль: на каждое рабочее место нужно смотреть со стороны, потому что человек, который выполняет рутинную работу изо дня в день, может упустить что-то важное, ведь у того, кто выполняет свою работу «на автомате», может «замылиться» глаз. А другой со стороны увидит и скажет: «Ты делаешь это не так, как другие, это можно применить в работе». Кроме этого важным в работе по улучшениям является поиск «ненужностей» или «MUDA», как называют это японцы, и устранение их. Мероприятие в рамках «Бережливого производства», которое мы реализовали, является ярким примером устранения ненужности работы насосного агрегата в текущих условиях.

- Как вы думаете, почему ваша работа важна для города?

- Я помогаю найти оптимальный режим, который обеспечит надежное теплоснабжение потребителей с минимальными затратами для компании. За последние пять лет мы сделали очень многое в плане энергоэффективности, мы сократили потребление электроэнергии на 25%, причем потребители этого даже не почувствовали. Все, что мы делаем, мы делаем, в первую очередь, для людей. Мы даем людям тепло, и в условиях севера это жизненно необходимо.

Резюмируя, хочу добавить, что наш коллектив – это самое главное, что есть у компании, железяки железяками, но человеческий ресурс ничем не заменишь. Я являюсь частью нашего предприятия, и чувствую себя частью команды.

 

*Кайдзен технологии (Kaizen, с японского «непрерывное улучшение») –концепция, позволяющая достичь преимущества, улучшения в работе предприятия по многим показателям, в том числе экономическим.