Будьте
в курсе!

Подпишитесь на рассылку

Подписаться
Оформить подписку

«Для нас всегда одни законы, чтоб город не был без тепла»

19.11.2021

Зоя Николаевна Федорова, начальник лаборатории АО «ПКС-Тепловые сети», работает в Тепловых сетях 55 лет. За время, пока Зоя Николаевна отвечает за лабораторию, со стороны технадзора не было ни одного предписания. В следующем году Тепловым сетям исполняется 60 лет. Зоя Николаевна, человек, который стояла у истоков предприятия, рассказала нам, каким был ее профессиональный путь, и как за полвека ей удалось не потерять интерес к своей работе.

- Воды утекло, правда, немало. В прямом смысле. Я пыталась представить, сколько обработано воды за этот период…очень солидная цифра.

- Зоя Николаевна, расскажите, как вы стали лаборантом?

- Вообще я окончила Карельский педагогический институт, отделение химии и биологии. Мне предлагали остаться на кафедре, но я выбрала другой путь. К моменту окончания университета у меня уже была семья. В Тепловых сетях появились новые категории котлов, нужен был специалист с химическим профилем. Я не была энергетиком, сама осваивала основы и законы правил Госгортехнадзора.

- Получается, вы стали первопроходцем?

- Да, осваивала все нуля. Справочники, все технические новинки из центра научно-технической информации, учеба в Ставрополе, семинар в Торговой палате в Ленинграде… Я ездила за опытом в Ригу, Финляндию, работала с наладчиками Москвы и Петербурга. Все шло в багаж.

Первый объект, куда меня направили – квартальная котельная на улице Урицкого. Я воочию смогла увидеть, что из себя представляют паровые котлы, деаэраторы, фильтры –оборудование, обеспечивающее безопасную эксплуатацию. Все это было незнакомо, но очень интересно. В любом деле ответственность, авансированное доверие, правила Ростехданзора никто не отменял. Говорят, «делай хорошо – а плохо само получится».

- А какая сейчас задача у вашей службы?

-  Наша работа на первый взгляд незаметна. Лаборатория – это её малая, но очень важная и небезопасная часть. Люди вообще не замечают, когда комфортно: почему при -20 градусах у нас тепло, а из крана течет качественная холодная и горячая вода.

Нам нужно сберечь оборудование, чтобы оно как можно дольше работало в безаварийном режиме. Наша задача – сохранить металл котлов и трасс за счет подготовки воды. Представьте, какой путь проходит вода по трубам. Не химический анализ обеспечивает качество, а технология обработки воды, анализ – это сигнал для технологической корректировки.  Все 55 лет я погружаю своих коллег по цеху в этот процесс. На досуге я поименно восстановила в памяти всех, кто проходил этот путь со мной. Только по предприятию – 86 человек, а сколько было людей из районов республики. Помогали всем и всегда.

Это очень важно, помню, когда запускали ТЭЦ, это середина 70-х (сейчас ТЭЦ принадлежит ТКГ-1, к АО «ПКС-Тепловые сети» она не относится), приехали специалисты из районов, незнакомые с нашей водой, богатой органикой, гумусом, с очень низкими значениями рН. Нагревом воду так усугубляли, что из кранов она текла темно-коричневого цвета. Но это полбеды, цветность убрать можно, тот же хлор прекрасно обесцвечивает воду, нужно было сохранить дорогостоящее энергетическое оборудование.

Все решалось на уровне Совета министров: нас, трех специалистов, главного врача СЭС, главного инженера ТЭЦ и меня отправили в командировку в Ленинград – вода у нас идентична по химическому составу. Прийти к принятию решения было непросто, на обратном пути я не спала ночью, делала наброски – решала, какие предложения стоит озвучить. На ТЭЦ прислушались. Стали стабилизировать воду, вводить силикат натрия, он повышал pH, грунтовал трубы.

- Вы не планировали связывать свою жизнь с лабораторией, но остались здесь на десятки лет. В чем секрет такой любви к профессии?

- Истоки любви к профессии – в результате, это как зеркало. Мне доверяют, меня поддерживают.

Профессия – это не профессионализм, согласитесь? Когда говоришь о профессии, это багаж полученных знаний, а когда о профессионализме – это опыт и погружение в работу. Это по любви. Я всегда говорю своим коллегам, если они хотят посмотреть на зеркало своей работы, нужно открыть котел. Котлонадзор приходил к нам в белой рубашке и говорил: «Я должен в барабан войти, и с такими же белыми манжетами выйти». Мы учились у него, но и он учился у нас. Пахоменко Виталий Наумович, спасибо ему за строгую науку. А вот с наладчиками порой было все наоборот: приедут, воспользуются тем, что и без них режимы выдерживаются, отчет высылают.

 - Вы никогда не чувствовали, что работать в лаборатории вам надоело, вы это переросли?

- Не стоял такой вопрос передо мной, чтобы уйти. Мне нравится, когда я вижу результаты своих трудов. Когда вижу людей, которые отзываются о нашей работе хорошо. С одной стороны, моя работа будничная, с другой – очень интересная. Я учу управлять показателями воды.

И начинать надо с отклонений, чтобы ситуация не усложнялась. Например, из Риги я привезла метод обработки воды АНАКС. Это антинакипная антикоррозийная смесь. Она была разработана Рижским институтом морского транспорта для кораблей. Мне дали уже лицензированную разработку прямо с черновиками, а я ее переделала под нашу исходную воду. Мы были на этой обработке воды с 1986 по 2013 гг. За эти годы не сделали ни одной чистки на 12 котельных. Но приходят новые технологии. Последнее, что было внедрено – комплексоны для связывания растворенного кислорода водогрейных котлов и теплосетей закрытого типа, немецкий препарат для очистки металлов с разными характеристиками быстрого действия.

- А вы же еще были депутатом, как все успевали?

- Да, была. Мне доверили такую ответственность, быть депутатом от предприятия. Мы решали многие задачи, касающиеся коммунальных проблем и теплоснабжения города. Энергии хватало, семья поддерживала. У меня всегда, даже на отдыхе, ориентир на работу, это уже на уровне рефлекса. Каждый мой сотрудник знает, что я доступна 24/7 даже в это непростое время пандемии.

- Что бы вы хотели сохранить в работе Тепловых сетей на долгие годы?

- Хочется, чтобы не только мы знали, чем занимается лаборатория. Чтобы всегда было понимание, что мы – коллектив, работаем на одну цель. Если у сотрудника есть любовь к профессии, то и работа будет качественной. Пусть в АО «ПКС-Тепловые сети» приходят только заинтересованные люди, такие, какие меня и окружали, спасибо им за доверие.

К 40-летию Тепловых сетей Зоя Николаевна написала стихотворение. Накануне юбилея предприятия, спустя 20 лет, мы публикуем его снова (орфография и пунктуация автора сохранены).

 

Предприятию и ветеранам предприятия

В 62-м объединились

Суровая была зима

Заводы, фабрики трудились

И трубам не было числа.

Тяжелый «смок» висел когда-то

И шлак дымящийся лежал

И в каждом доме и квартале

Наш кочегар там проживал.

 

Вы уголь в топочки бросали

Дышали гарью день и ночь

Тепло Вы городу давали

Порой смертельно уставали,

Но под контролем все держали и устояли!

 

Вставали на ноги не сразу

Тернист и труден путь вперед.

Вы базу нашу укрепляли

Людей на верность проверяли

Вы людям нашим доверяли,

И автоматику внедряли,

И юбилеи отмечали

Летели годы, Вы не замечали,

Взрослели, крепли и мужали.

 

Мы помним наших ветеранов

Хватили копоти сполна

Сейчас в задымленных «квартальных»

Лишь магазинов зеркала.

 

Суровых зим немало было

 И не выдерживал металл,

Но в «ПОКе» Вы на страже были

И город наш не замерзал.

 

Вам громких слов не говорили,

Но был один для всех приказ

Огонь Вы в топках не гасили

Тепло в квартиры приносили

И вот Ваш факел не угас.

 

Настало новое столетье

И вот минуло 40 лет.

Влилось младое поколенье

Уже ни труб, ни шлака нет.

 

Сейчас другие измеренья,

Но мы одна, одна семья.

Для нас всегда одни законы,

Чтоб город не был без тепла.